«Зеленая» экономика – это модель, которая ведет к улучшению здоровья населения

0
93

ИНТЕРВЬЮ с заслуженным учителем КР, директором учебно-воспитательного комплекса -гимназии №69 имени Т. Сатылганова, Сайрагуль Атаевой  Об ОТВЕТСТВЕННОМ ПОТРЕБЛЕНИИ И ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

Расскажите пожалуйста о зеленой экономике в Кыргызстане

«Зеленая» экономика – это модель, которая ведет к улучшению здоровья и социальной справедливости населения, а также к значительному снижению опасных воздействий на окружающую среду и к снижению экологического дефицита. То есть суть «зеленой экономики» — это экологически чистые, ресурсосберегающие технологии и экологичное производство продукции. Чтобы эта концепция не оставалась просто документом, а имела воплощение в жизнь и стала содействовать устойчивому развитию нашей страны, необходимо компетентное, экологически ответственное и грамотное общество. К сожалению, на сегодняшний день не все население нашей страны в полной мере понимает серьёзность экологических проблем. Поэтому одним из наиболее верных шагов является внедрение в образовательные программы знаний и навыков, необходимых для построения устойчивого, справедливого общества.

Какая работа ведется в школах в этом направлении?

Конечно, эпизодически, фрагментарно, что-то делается усилиями каких- либо фондов, центров. Что-то делается на уровне республики. Одной из таких инициатив является Глобальный поиск устойчивых школ, во главе которого стоит Институт Глобальных экологических стратегий (Япония) и Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).Благодаря Государственному агентству охраны окружающей среды и лесного хозяйства (ГАООСЛХ) Кыргызстан стал одним из 9 стран-участников. Партнерами в национальном поиске выступили Министерство образования и науки и Кыргызской академией образования. Ими был запущен Национальный поиск устойчивых школ, была создана специальная комиссия на базе ГАООСЛХ, которая выбрала 4 школы со всей республики: Общеобразовательная средняя школа имени Баратбая Жунусова села Бакай-Ата Таласской области, средняя школа имени Түгөл уулу Усупбека села Казан-Куйган Нарынской области, Буденосвкая средняя школа Ысык-Атинского района и наша школа. Мы начали очень большую работу и я думаю она даст результат.

У каждой школы есть свои разработанные Рабочие планы, продумывали их с учетом опыта других государств, которые также влючились в проект по Глобальному поиску устойчивых школ. Цель Глобального поиска устойчивых школ — продвижение идей и принципов устойчивого развития, устойчивого потребления и производства, образование для устойчивого развития,  формирование зеленого мышления на уровне начальных и средних школ и учреждений начального профессионального образования.

Каким образом вы формируете у  детей экологические навыки и знания?

Вопросы экологии у нас в обязательном порядке включены в календарно-тематические планы. На каждом уроке, будь то математика, биология,  химия или  иностранные языки, мы обязательно на каждом уроке с детьми говорим о будущем нашей планеты , экологии. От каждого из нас зависит сохранность нашей планеты на которой еще можно будет жить еще долгие годы. И посредством обучения, посредством нашей экологической деятельности мы стараемся прививать учащимся навыки бережного отношения к окружающей среде. Об этом мы должны говорить на каждом уроке и мы как раз с учителями работаем над этим. Мы привлекаем наших детей к экологическим акциям по охране озонового слоя, сохранению биоразнообразия,  “Маршу парков” который ежегодно организовывает ГАООСЛХ, дети участвуют в озеленении территории школы, в сортировке бытовых отходов и т.д. Если пройдетесь вокруг нашей школы увидите красивый ландшафт. У нас  есть оранжерея.

И самое важное мы не просто сажаем, учитываем все нюансы. Мы учим детей  как правильно и какие виды растений нужны высаживать, чтобы сохранить и создать экосистему, приближенную к естественной на территории школы, мы учим детей какие виды растений нужно выбирать для озеленения классов, чтобы растения могли благотворно влиять на классный микроклимат и чтобы они могли очищать воздух внутри помещения. Раздельный сбор мусора — это тоже очень важный аспект экологически ответственного поведения. Но эту проблему нужно решать комплексно — на уровне всей страны. К примеру, дети сортируют мусор по видам – пластик, стекло, бумага, металл и другие бытовые отходы, но потом возникает вопрос — куда его складывать , куда его сдавать? Это тоже проблема. Мы озадачиваем детей, учим их критически мыслить,  размышлять и искать решения. Наши дети, которые получат такие навыки и знания, по окончании школы будут готовы к принятию экологически ответственных решений, понимаете? И я в этом совершенно уверена!

Кто еще задействован в этом проекте?

Я уже говорила, что Кыргызстан стал одним из участников, но в проекте кроме нас участвует еще 8 стран: из Латинской Америки – Суринам и Бразилия, из Африки – Южная Африка, Намибия и Уганда, из Юговосточной Азии – Камбоджа, Вьетнам и Филиппины. В этих странах тоже прошли национальные поиски и определены победители.

Что касается нашей школы, то конечно, мы не одни, на подмогу приходят  родители. К примеру, мы вместе с учениками и их родителями смастерили скворечники и развесили на деревьях на территории школ.

У нас на базе школы была создана экологическая группа, в которую вошли представители администрации школы, учителя, а также родители. Они с большим удовольствием принимают участие в жизни нашей школы. Наша задача не просто работать с детьми, а делиться своим опытом с другими школами. Поэтому у нас есть кластерные школы с которыми мы решили делиться нашим опытом. На сегодняшний день это 5 школ в городе Бишкек. Это 21 средняя школа, 85, 83, 1 школа интернат, 96 и мы надеемся, что количество этих школ возрастет. Мы проводим для этих школ семинары. Безусловно, большую консультативную и экспертную помощь нам оказывает ГАООСЛХ, мы получаем от них учебно-методические ресурсы на экологическую тематику, информационную поддержку.

Как отразилась на вашем проекте пандемия КОВИД19?

Пандемия создала проблемы не только для нас, но и для всей планеты в целом. С 8 апреля во всех школах Кыргызстана началась четвертая четверть.  В связи с введенным режимом ЧП, сейчас наши дети учатся дистанционно, посредством видеоуроков и презентаций. Первый день дистанционного обучения показал, что существует много проблем, которые требуют быстрых решений, так как из-за колоссальных нагрузок на интернет снизилась скорость интернета. Но этот вопрос сейчас решается.

С другой стороны пандемия поставила нас в такие условия, когда мы должны искать новые решения, пути и возможности. Мы обсуждая, с учителями проводимые дистанционные уроки, обмениваемся оптимальными для того или иного этапа урока методами обучения, и на всех уроках просим учителей ставить актуальный вопрос: Почему мы, все человечество, оказалось в ситуации пандемии? Что стало причиной, что нужно делать, чтобы подобного  не было в будущем? Как вести себя в условиях пандемии?

Я думаю, что  нынешние условия создали хорошую возможность для переориентации всего процесса  обучения  в направлении устойчивого, гармоничного развития. На данный момент настойчиво рекомендуем нашим учителям на дистанционных  занятиях  постоянно обращать внимание учащихся  на взаимосвязь  изучаемых предметов  с проблемами устойчивости.  Обучение организовывать так, чтобы дети  сами приходили к выводу о необходимости   жизни в гармонии с окружающей средой . Этот проект открыл для нашей школы новые возможности,  когда мы стоим решением большой задачи: ДУМАТЬ И ИСКАТЬ ПУТИ в переориентации, переосмыслении приоритетов образовательной деятельности в направлении ответственного потребления, устойчивого развития.

Используете ли вы в образовательной деятельности природоохранные, экологические знания и традиции кыргызского народа?

Мы все прекрасно знаем, что кыргызский народ издревле очень бережно относился к окружающему миру. Наши предки считали живым все, что нас окружает, и очень трепетно относились к природе. Наши дедушки и бабушки старались быть не расточительными и бережливыми ко всему, что дано природой. Мы об этом рассказываем нашим детям, проводим классные часы со школьниками, семинары с учителями. Дети должны понимать насколько это для всех нас важно  — хранить, помнить и использовать природоохранные знания и традиции кыргызского народа.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here